Б

Балашов Владимир Михайлович

9 октября 1919 – 26 июня 1941

Родился в 1919 году в Нижнем Новгороде.
В 1940 году окончил Челябинское военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей.
Проходил военную службу в Дальневосточном военном округе в качестве штурмана корабля Дальнебомбардировочной авиации.
На момент начала Великой Отечественной войны служил в 3-й эскадрилье 207-го дальнебомбардировочного авиаполка штурманом в экипаже капитана Маслова.
26 июня 1941 года при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно – Радошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф, штурманом которого был Владимир Балашов, был подбит и упал около деревни Декшняны.
Вместе с ним погибли все члены экипажа: командир корабля капитан Александр Маслов, стрелок-радист старший сержант Григорий Реутов, стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев.
Согласно одной из версий, командир корабля Маслов направил горящую машину на скопление вражеской техники на шоссе.
Так как свидетельств гибели самолёта А. С. Маслова не было, Владимир Балашов, как и весь экипаж считался «пропавшим без вести».
По идеологии того времени военные, чья смерть не была точно установлена, подозревались в возможной «измене Родине».
В 1951 году для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы однополчанина Балашова, командира 2-й эскадрильи Николая Гастелло, который, как считалось, совершил прославленный «огненный таран» в тот же день, когда погиб экипаж Маслова.
Однако, на месте захоронения были найдены личные вещи капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова – членов экипажа В. Балашова.
Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого было установлено, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Александра Маслова.
Так как данные о том, что на месте предлагаемого подвига Гастелло на самом деле погиб другой экипаж, противоречили официальной версии «огненного тарана», информация о месте гибели членов экипажа Маслова не была обнародована, обстоятельства их смерти не расследовались.
Останки В. Балашова и других членов экипажа без огласки перезахоронили в братской могиле на кладбище Радошковичей, фрагменты их бомбардировщика – отправлены в музеи страны, как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.
В конце 1980-х – 1990-х годов XX века общественности стало известно о том, что на месте известного всей стране «огненного тарана» Гастелло на самом деле потерпел крушение самолёт Александра Маслова. В связи с этим родилась версия, что колонну вражеской техники таранил экипаж Маслова, а не Гастелло.
Усилиями сторонников версии тарана Маслова Владимир Балашов, как и все члены экипажа, в 1992 году был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени, а 2 мая 1996 года – звания «Герой Российской Федерации» с формулировкой: «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».
При этом ряд исследователей смущал тот факт, что обломки ДБ-3 Маслова были обнаружены не на дороге, по которой шли колонны врага, а в стороне от неё, и, значит, тарана не было.
Но именно в стороне от дороги и скапливались немецкие грузовики для заправки горючим, куда и мог направить свой подбитый самолёт Маслов.
Кстати, обломки самолёта Гастелло, таранившего колонну у деревни Мацки тоже были найдены не на самой дороге, а в болоте, куда столкнули их немцы, чтобы расчистить путь для машин после огненного тарана.
В любом случае сам вылет дальних бомбардировщиков не на бомбардировку противника с большой высоты (для чего и создан ДБ-3), а на штурмовку с 600 метров вражеской колонны, плотно прикрытой огнём малокалиберной зенитной артиллерии врага, уже подвиг!
Здесь не лишне вспомнить, что на штурмовке танковых колонн геройски погибли ещё 13 бомбардировщиков ДБ-3, взлетавших, как и Маслов с Гастелло, из под Смоленска.
Награды: орден Отечественной войны 1-й степени (27.04.1992).
ЧЕРНОВИК